Дорожные плиты

Нагрузка на дорожные плиты по ГОСТ 21924.0-84

blank

Плиты дорожные для устройства покрытий временных и постоянных городских дорог типа 1П или 2П являются довольно востребованной, в связи с этим распространенной продукцией. Данные изделия выпускаются практически на всех заводах ЖБИ.

В маркировке, помимо указания типа плиты и габаритных размеров, указывается индекс автомобильной нагрузки – Н-10, либо Н-30. В настоящее время довольно часто приходится наблюдать в информационных карточках на разных ресурсах расшифровку этих индексов как несущую способность в кгс/м2, либо путаницу с нагрузкой на ось и на колесо автомобиля.

На самом же деле, согласно пункту 1.3 по ГОСТ 21924.0-84 — “Плиты рассчитаны на проезд автомобилей массой 30 и 10 т”.

Сама же автомобильная нагрузка Н-30 и Н-10 использовалась с 1930 года как нормативная временная вертикальная нагрузка для расчета автодорожных и городских мостов. Она принималась из расчетной колонны следующих друг за другом в установленном порядке автомобилей и менялась со временем в зависимости от увеличения грузоподъёмности автомобилей.

 

Нормативная автомобильная нагрузка Н-30 принималась в виде колонны следующих друг за другом трехосных грузовиков весом по 30 тонн.

Нормативная автомобильная нагрузка Н-10 принималась в виде колонны следующих друг за другом двухосных грузовиков весом по 10 тонн, среди которых имеется один утяжеленный автомобиль весом 13 тонн.

Как мы видим, нагрузка Н-30 означает не 30 тонн на ось или тем более на колесо автомобиля, а общий вес транспорта.

Схема нагрузки автомобиля на на дорожные плиты по ГОСТ 21924.0-84

 

Данная схема была актуальна вплоть до 1984 года, когда на смену пришла нагрузка АК, определяемая как нагрузка от двухосной тележки с индивидуальным классом воздействия для разных типов дорог. К примеру, для автомобильных дорог общего пользования класс нагрузки будет равен А14 или около 14 тонн на ось, что примерно будет соответствовать Н-30.

Не смотря на то, что основной ГОСТ на плиты покрытия городских дорог уже был введен в 1985 году, железобетонные плиты покрытия рассчитывались под автомобильные нагрузки Н-10 и Н-30.

Дорожные плиты по данному типовому стандарту изготавливаются либо с предварительным напряжение рабочей арматуры (для длины 6 метров), либо без предварительного напряжения. Стоит отметить, что иногда может указываться, что плиты с предварительным напряжением выдерживают гораздо большую нагрузку, чем обычные. На самом деле, предварительное напряжение необходимо для обеспечения жесткости и трещиностойкости изделия при сохранении нормативной нагрузки. Что логично, так как длина плиты увеличивается с 3 до 6 метров.

В наше время, в погоне за более выгодной рыночной стоимостью на дорожные плиты, появляется все больше недобросовестных производителей, экономящих на основных составляющих для данных изделий. Появляются плиты по индивидуальным техническим условиям заводов изготовителей. При этом может предоставляться акт об проведенном испытании, в ходе которого плита проходит по основным показателям на прочность, жесткость и трещиностойкость. В данном случае следует отметить, что согласно ГОСТ 21924.0-84 схема испытания использует нагружение сверху, а в условиях эксплуатации на упругом основании приложение нагрузок будет обратное. Это связано с равнозначным рабочим армированием в верхней и нижней зонах. Таким образом, данный акт не всегда может гарантировать, что дорожная плита выдержит все нагрузки после установки, если имелись какие либо изменения в рабочей документации.

В одной из следующей статей мы расскажем еще об одном из вариантов, к которому прибегают для уменьшения себестоимости дорожного покрытия.

Схема испытания Схема нагрузки автомобиля на на дорожные плиты по ГОСТ 21924.0-84