Производство

Перевозка сборных железобетонных изделий

blank

Транспортирование железобетонных конструкций может производится с помощью железнодорожного или автомобильного транспорта. В случае отсутствия вблизи объекта строительства железнодорожного сообщения и наличия необходимой дорожной сети, перевозка автомобильным транспортом может быть более экономичной, так как позволяет осуществлять транспортирование непосредственно от места изготовления до места монтажа без перегрузок.

Для транспортирования сборных железобетонных конструкций применяют как автомобильный транспорт общего назначения в составе одиночных автомобилей или автопоездов, так и специализированный транспорт. Автопоезд включает в себя автомобиль-тягач, а также один или несколько прицепов или полуприцепов. В качестве специализированного транспорта применяют, как правило, седельный тягач с полуприцепом в случае необходимости транспортирования крупногабаритных грузов или грузов с нестандартными размерами, которые не помещаются на автотранспорт общего  назначения, а также требуют особого способа укладки и крепления на автотранспорте.

Применяемые специализированные прицепные устройства, имеющие различную конструкцию, можно классифицировать по трем основным признакам:

  1. По виду основного перевозимого груза, например, панелевозы, фермовозы и балковозы для перевозки стеновых панелей, ферм и балок соответственно.
  2. По величине погрузочной высоты, которая равна расстоянию от плоскости опирания груза до уровня земли, и ее сравнению с расположением седельно-сцепного устройства тягача и с диаметром колес полуприцепа – высокорамные, низкорамные и полунизкорамные. Например, для низкорамных полуприцепов погрузочная высота меньше высоты расположения седельно-сцепного устройства и меньше диаметра колес полуприцепа.
  3. По конструктивному исполнению формы кузова: хребтовые с двумя боковыми погрузочными площадками, разделенными центральной рамой; кассетные для погрузки на одну общую площадку с боковым ограждением; платформенные с площадкой в виде платформы, размеры которой могут быть переменными по длине и ширине; платформенные наклонные для перевозки под углом 50-600 к вертикали.

Выбор транспортных средств должен выполняться на стадии разработки проекта производства работ (ППР) с учетом следующих данных:

  1. Технических характеристик автотранспорта – грузоподъемность, внутренние размеры кузова, которые должны соответствовать предельно допускаемой высоте автомобиля с грузом, радиусам поворотов и т.д.
  2. Характеристики перевозимого груза – габариты, вес, жесткостные характеристики, способ закрепления на автотранспорте, способы строповки и опирания на подкладки и прокладки.
  3. Маршрут транспортирования – состояние дорог, наличие узких перекрестков, мостов, тоннелей, контактных сетей, предельно допустимые нагрузки и габариты свободного проезда на маршруте следования, возможности разворота, способы подъезда к заводу-изготовителю и строительной площадке и т.д.

Желательно назначать в первую очередь, транспортные средства общего назначения и использовать специализированный автотранспорт в случаях, когда перевозимые конструкции не вписываются в габариты кузова.

Скоростной режим перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов устанавливается ГИБДД с учетом требований других организаций, согласовавшим перевозку, и не превышает по дорогам общего пользования 60 км/ч. На различных участках маршрута следования в зависимости от качества профиля дороги, с целью предотвращения повреждения доставляемого грузка, может быть установлен переменный скоростной режим. В ряде случаев при проезде по мостовым сооружениям скорость движения может быть ограничена 15 км/ч.

Если габариты перевозимого груза находятся в пределах 3,4 м по высоте, 2,55 м по ширине, длиной до 13,5 м и весом до 20 т, то на такой груз не требуется оформление специального разрешения на перевозку крупногабаритного груза. При этом, в качестве транспортных средств, как правило, используется спецтранспорт – тралы с низкой платформой.

В случае превышения указанных размеров требуется получение разрешения на перевозку груза с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

Например, если высота перевозимых конструкций превышает 4,0 м, то при следовании под путепроводами дополнительно выполняется контрольный замер высоты.

Наиболее массовые сборные железобетонные конструкции – плиты, перевозят с применением тягача с полуприцепом «кассета».

blank

Для погрузки на автотранспорт в конструкциях используются различные приспособления для строповки – монтажные петли, отверстия, или другие элементы, предусмотренные рабочими чертежами на конкретные конструкции.

В соответствии с ГОСТ 13015–2012, на конструкции, в которых трудно отличить верх от низа, например, прямоугольные балки с несимметрично расположенной арматурой, наносят монтажные знаки «верх изделия».

Отпуск конструкций потребителю возможен после достижения бетоном отпускной прочности, установленной в рабочих чертежах или стандартах на данный вид конструкций. Как правило, для конструкций из бетона классом выше В15, значение нормируемой отпускной прочности бетона составляет не менее 50%.

Погрузка на автомобильный транспорт должна исключать возможность образования дефектов конструкций.

Конструкции на автотранспорте размещают в проектном или близком к проектному положению, за исключением стержневых элементов (колонн, свай, стоек и т.д.), которые перевозят горизонтально. Стеновые блоки с высотой более 1,25 м и лестничные марши с шириной более 1,25 м следует грузить в горизонтальном положении. Крупноразмерные элементы, не рассчитанные на работу при изгибе, а также элементы толщиной менее 20 см, должны грузиться в вертикальном или слабонаклонном положениях.

Перевозку малогабаритных и легковесных деталей рекомендуется осуществлять в контейнерах или пакетах. Конструкции необходимо опирать на деревянные подкладки, а при наличии нескольких ярусов по высоте между конструкциями устанавливают деревянные прокладки. Высота подкладок и прокладок должна быть не менее 25 мм, прокладки также должны быть больше высоты выступающих монтажных петель или других выступающих элементов конструкций. Подкладки и прокладки устанавливают строго по одной вертикали друг под другом в местах, предусмотренных рабочими чертежами или в стандартах на конкретный вид конструкций. Для ряда конструкций необходимо также предусматривать защиту от атмосферных осадков, например, при наличии открытых утепляющих слоев.

Подъем конструкций при погрузке необходимо осуществлять плавно, без рывков, раскачивания и вращения поднимаемых элементов, с применением оттяжек.

Специализированные автотранспортные средства также должны быть оборудованы устройствами, предохраняющими конструкции от возможного опрокидывания и смещения в продольном и поперечном направлениях.

При транспортировании длинномерных конструкций – ферм или балок, в ряде случаев также необходимо учитывать возможность выхода за габариты транспортных средств, а также обеспечивать на поворотах и на уклонах свободное и надежное продольное и угловое перемещение конструкций.